Уму свойственно объединять понятия в категории. Если понятие не подходит ни под одну из известных категорий, приходится создавать для него новую категорию. Недавно обнаружила в Википедии статью под названием «Чем не является Википедия». Википедия – штука совершенно новая, аналогов никогда не было: вроде энциклопедия, но не энциклопедия; вроде сообщество, но не совсем.
Мне чудится, что Соматика – как раз такое, принципиально новое, понятие, для которого нужно создать новую категорию. И начать придется с описания того, «чем не является Соматика», чтобы убедить умы создать у себя новую категорию для Соматики. Кстати, компьютерный словарь у меня не знает слова «Соматика» и регулярно подчеркивает его красным.
Первое, с чем у людей обычно возникает ассоциация, когда я называю себя Соматическим терапевтом – это психосоматика. Соматика и психосоматика – одно и то же? Давайте попробуем разобраться.
Для начала, это действительно однокоренные слова. Греческое слово «soma» означает «тело». В этом смысле и психосоматика, и Соматика изучают человеческое тело. Но изучают принципиально по-разному.
В научном сообществе под «психосоматикой» чаще всего понимают медицинскую психологию, изучающую психологические факторы возникновения и течения болезней. Часть врачей признает, что некоторые болезни могут быть вызваны психологическими причинами. Другая часть считает, что психологические причины могут быть лишь триггерами, но не причинами болезней тела. Современный общепринятый научный взгляд — это психо-био-социальная модель, в которой принимается влияние на болезнь и биологических факторов (генетические, анатомические, биохимические и пр.), и психологических (эмоции, мышление, поведение и пр.), и социальных (окружение, культурные особенности, экономические факторы и пр.). При этом для научного мира характерно разделять эти факторы и рассматривать симптомы в объектной плоскости от третьего лица (см.мой предыдущий пост).
Но чаще всего люди, задающие мне вопросы о Соматике, имеют ввиду не психо-био-социальную модель, а другую, скажем так, " популярную психосоматику". Широкая общественность заговорила о психосоматике после выхода книги Луизы Хей «Вы можете исцелить свою жизнь». Автор предлагала таблицу с перечислением недугов, их психологических причин и аффирмаций для исцеления. Вслед за этой книгой и параллельно с ней появилось большое число похожих книг с таблицами. Д.Чопра, Л.Вильма, Л.Бурбо, В.Синельников (дополните список вашими любимыми авторами)… С некоторыми нюансами и отличиями, жестче или мягче, но суть одна: все болезни происходят из-за негативных эмоций, конкретная болезнь = конкретная психологическая проблема, измени отношение к себе и к жизни – исцелись от болезней. В модели, предлагаемой Л.Хэй и ее последователями, тело и психика представляются связанными объектами. Но все-таки объектами.
Я в свое время читала все эти книги, и на тот момент они казались мне откровением. Но сейчас я понимаю, что с ними было не так.
- Во-первых, ни одна из этих книг на ориентировала меня прислушаться к себе и поискать СВОЮ причину болезни. Все они говорили примерно следующее: «Ангина – сигнал о том, что вы не говорите того, что следовало. Позвольте себе говорить». Даже если я подозревала, что такая интерпретация верна, у меня не было возможности вести себя по-другому. Аффирмации не работали. Для того, чтобы «позволить себе говорить», мне понадобились несколько лет психотерапии и поддерживающий партнер.
- Во-вторых, после прочтения этих книг на некоторое время оставалось ощущение, что все в моей власти. «Измени сознание - избавься от болезней» - звучит привлекательно, но, если бы все было так просто. Даже странно, что до сих пор никто из авторов этих книг не открыл способа жить вечно. Есть и другая сторона этого нарратива про всесильность: если болен – сам виноват.
- В-третьих, сами таблицы. Думаю, в них есть зерно истины. Авторы составляли их, наблюдая за собой и своими пациентами. Можно сказать, что эти таблицы – некое «среднее по больнице», статистически возможное сочетание физических симптомов и психологических особенностей. Проблема в том, что даже если мы знаем причину похожих (только похожих!) симптомов у 99 пациентов, это может не помочь сотому человеку, у которого причина будет совершенно другой. Если же сотый человек будет уверен, что его причина такая же, как у первых 99, то это даже помешает ему исцелиться.
Что же Соматика? Соматика, как я писала в прошлом посте, обращает нас к опыту от первого лица: «Как я проживаю этот симптом?». Соматика опирается на холистический взгляд на человека. В холистической модели спор о том, что первично «курица или яйцо» (вирус или подавленный гнев), теряет актуальность. Если физическое и психическое – разные грани одного и того же, то можно работать с телесными проявлениями через психику или с психикой - через телесность. В Соматике мы верим в мудрость тела и способности каждого человека к самоисцелению. Но, в отличие от команды Л.Хэй, в Соматике под исцелением мы понимаем индивидуальный уникальный путь. Может случиться, что ангина – это что-то невысказанное, а, может, и нет. Кроме того, в рамках холистической модели происходит не лечение, а исцеление. Или, другими словами, акцент делается не на избавлении от симптомов, а на укреплении целостности. Поэтому в отличие от психосоматики (в научном или популярном изложении) в Соматике мы работаем прежде всего с ресурсом, с напитыванием, с наполнением…