ПОТОКОВЫЕ ЗАМЕТКИ

Как я вижу поток. Поток в моей жизни. Примеры и теория.

Как понять, попал ты в поток или нет?
Это, как будто, немножко (или множко) другое состояние, отличающееся от «обычного», которое встречается в нашей жизни чаще. Хотя есть люди, которым свойственно жить так, что они постоянно попадают в Поток, и находятся в нём в процентном соотношении больше, чем в «обычном» состоянии сознания. Когда я это всё изучал, то узнал там самого себя, и это было не только про тотальное занятие музыкой с 5 лет. Вспоминая себя в детстве, я понял, что всё время придумывал себе какие-то квесты, явно потокового направления. Что я не мог реализовать – мечтал об этом. Например, я грезил сборкой всяких радиоэлектронных устройств, но поскольку скрипка занимала всё свободное время, а в семье не было технарей, я довольствовался тем, что приносил с помойки куски телевизоров и с упоением выпаивал оттуда детали. И чем я становился старше, тем творчества в жизни, изобретений «велосипедов», придумок и каких-то «кривых» странных фантазий по поводу устройства мира было всё больше. В подростковом возрасте находилась куча увлечений, которые умудрялись втискиваться в насыщенную жизнь «обычных дел». Там можно было раствориться с потрохами в самом процессе, забыв обо всём на свете.

Такие странненькие состояния увлечённости и поглощённости называются Изменённые состояния сознания (ИСС). В них по-другому работает тело (мозг – это тоже часть тела), разум и сознание.

Чем Поток вообще ценен? Да там куча радости и, одновременно, уверенности. Ощущение, что всё складывается так, как нужно, самодостаточность, другое ощущение времени и пространства вокруг, и ещё куча всего хорошего. Исследователи Потока выделяют 4 основные его симптома, которые на английском звучат как STER -
Selflessness - Безсамость
Timelessness - Вневременность
Effortlessness - Лёгкость
Richness – Насыщенность
Потоковые состояния.
В общем, это – состояние изменёнки, в которое можно ввалиться запланировано или случайно. Важно понимать, что ИСС можно словить при любом занятии, - во прогулки в одиночку, или во время работы, или на концерте в клубе. Принято считать, что есть особые виды занятий, при которых поток возникает чаще (например при занятии искусством), но про это потом. Поток может возникнуть и в совершенно неожиданных ситуациях.

Когда я преподавал скрипку в музучилище, со мной был такой случай. Весной был очередной экзамен, на котором играли студенты, и в том числе мои ученики. Результаты обсуждения комиссии, и выставленные оценки были для меня шоком! Они настолько не соответствовали моим критериям, с точностью до наоборот. Дело было даже не в низких оценках моим студентам, а в том, что я оказался в ситуации, когда все вокруг «обсуждали наряд короля… а король-то – голый».

После экзамена я понял, что мне нужно побыть одному, и поехал в парк. Традиционную бутылочку пива «в честь окончания» решил не покупать… ощущением праздника как-то не пахло. Где-то в глубине парка нашёл скамейку, уселся на её спинку а-ля подростковый вариант. После этого я увидел игру теней листьев на дорожке, и меня накрыло. Я куда-то провалился, где формы и цвета, которые я видел, стали перемешиваться со слоем образов, похожих на сновидения. Я продолжал видеть и рассматривать блики от солнца, которые умели общаться друг с другом и выстраивать логические конструкции из актуальных для меня тем. Они разговаривали со мной. У меня случался инсайт за инсайтом, понимание важности происходящих со мной событий в жизни. Примерно через час я замёрз и вынырнул из этого состояния, хотя для меня прошла целая вечность.
Почему детей отдают в искусство и спорт?
Помимо родительских амбиций про юного гения, великого художника или чемпиона мира, есть вполне понятные для этого причины - взрослые хотят, чтобы ребёнок занимался чем-то, что способно его увлечь, и принести ему радость. Если посмотреть на самозабвенно играющих в оркестре музыкантов, или на футболистов на поле во время игры, то можно вполне предположить, что они находятся в потоке. Чаще всего – это так. Поток возникает там, где есть увлечённость, вдохновение, когда что-то получается красивое, или «на одной волне» с другими. И творческие занятия для этого очень подходят. В спорте завораживают собственные достижения – ловкость, физические ощущения, соревнование. Есть интеллектуальные потоковые занятия – решения математических задачек, чтение, наука.

Потоковые состояния могут быть не связаны с этими занятиями. Просто считается, что тут больше шансов их достичь, это более благоприятная почва для них, поверхность, по которой можно скользить как по потоку. Но достигать этих состояний, как правило, нужно самостоятельно.

Раз заговорили про детей – у них чаще самопроизвольно возникает поток в силу природы. Детям свойственно играть, а игра – это потоковое состояние. И часто те, кто с детства связан с потоковыми занятиями, знают это состояния. Вот только не всегда удаётся ими управлять. Но это – исправимо!
Поток и привычка опаздывать.
Может привычка опаздывать быть связана с потоковыми состояниями? Вернее так, - бывает ли так, что «дурная привычка вечно опаздывать» приносит много радости? Смешно, но так часто бывает!

Из за множества регулярных поездок, мне удалось отследить у себя забавную закономерность, - я не люблю выходить слишком заранее, и там, где дорога зависит от меня, я оставляю минимум времени на это. Иногда, я дотягиваю «до последнего», или по пути захожу куда-нибудь пожрать (о, это вообще отдельная тема). Или беру билеты с пересадкой, чтобы там не было времени засиживаться, и приходилось бодро «шевелить батонами», чтобы добраться до следующего транспорта. К слову, я так же и собираюсь в дорогу, - покидать шмотки в чемодан по списку, успев параллельно посмотреть фильм и встретиться с кем-нибудь на чай, расписав по секундам время.

Проанализировав своё поведение, я сравнил его с тем, как поступают «нормальные люди», которые выходят заранее, заказывают машину и спокойно, не парясь ни о чём, докатывают куда нужно.

Я понял, что я как будто себя разгоняю, ускоряя внутренние процессы, почище любого кофе! Это ощущение – сконцентрированности времени, моя фишечка! Я чувствую себя очень живым, включённым и полноценным. Как ни странно, но если я-таки не успеваю на очередной поезд или автобус, то прекрасно осознаю, что это как раз плата за моё состояние потока.
Поток и качели.
Моё наверное самое раннее воспоминание потоковых ощущений – это как я научился кататься на качелях. Я помню своё удивление – я ощущаю полёт, и он не заканчивается!... и эти точки телом… чуть раньше вперёд - точка, и немного раньше обратно – точка. Точка, где я высовываюсь вперёд себя и зависаю над землёй и, что ещё прикольнее, назад – здесь больше захватывает дух и в животе щекочет изнутри. Можно даже попробовать в этот момент посмотреть через плечо назад. Оно может длиться вечно, и я ищу возможность покачаться снова и снова, взлетая всё выше. Это даже не удовольствие, а что-то само собой разумеющееся, движение над землёй, оно и только оно сейчас имеет смысл. Потом я насыщаюсь и спокойно слезаю с качелей. Мне хорошо, и я бегу по своим делам, мгновенно забыв про случившееся получасовое занятие.

Похожее ощущение было, когда я первый раз поехал на двухколёсном велосипеде, папа бежал сзади, придерживая меня за сидение, в какой-то момент я оглянулся, а он стоит. А я – еду сам!!!
Поток и танец пространства.
Вот! Я вспомнил ещё свой более ранний потоковый опыт! Я недавно научился ходить… вернее, бегать (кажется, я был тем ребёнком, который пропустил опцию «ходить»). Мы – в поликлинике, сидим с мамой в очереди к врачу с ещё кучей мамаш и детей в одной рекреации, в которую выходят несколько дверей с лампочкой над дверью «ВХОДИТЕ». Я спрыгиваю с маминых коленей, и передо мной распахивается поле из небольших разноцветных кафельных квадратиков, расходящимися от меня рядами, диагоналями, каким-то орнаментом. Попробовав на ощупь пол, я чувствую пыль на руках, и с удивлением смотрю ни ладошки (странные они какие-то стали). Затем я замечаю, что там, позади пальцев, что пол за ними начинает танцевать, - квадратики за моими руками расходятся, складываются в другие рисунки. Я фокусирую взгляд на пол, и квадратики, как ни в чём ни бывало, сползаются к своим местам. Обратно взгляд на руки, и снова сзади квадратики затанцевали. Я наклоняю голову – и у них уже другой танец.

ОНИ СО МНОЙ ИГРАЮТ! Это было очень смешно! Я прибегал к маме, спрыгивал на пол, мазюкал об пол руки, смотрел на ладошки, на кафель, бегал и громко смеялся. Я делал это снова и снова, помню мамин извиняющийся взгляд, смеющихся вокруг взрослых и слегка ошалевших детей на руках.

На всякий случай, скажу, что сейчас выпускают альбомы с 3D картинками, которые приобретают объём, если на них смотреть расфокусированным взглядом. И в момент расфокусировки зрения, орнамент начинает двигаться. Именно это тогда со мной и произошло.
Поток и внутренний критик.
Можно ли находиться в потоке, если внутренний критик всё время что-то говорит под руку? Можно ли вести в групповой поток, если есть сомнения? Хочется поразмышлять на эту тему – где вообще возможно говорить о собственных ошибках, в какой момент? Может ли помочь внутренний критик во время процесса? Ох, какая тут богатая почва для клоунского этюда!

История. Я веду курс для педагогов, рассказываю про поток другими словами, в терминах внимания и личной включённости в процесс: «Во время проведения занятий педагог не может ошибаться, если он максимально включён. Ибо за всем, что он делает, стоит его личный опыт. Если он действует из настоящего момента, все его движения, слова и поступки – это следствие его прошлого и концентрат его самого в моменте «здесь и сейчас». Педагог действует по ситуации из ощущения уместности и своевременности. Здесь по определению для него не может быть ошибки - это просто путь, которым следует человек, - он видит, что происходит и действует по обстоятельствам. Анализ ошибок возможен уже потом».

Разгорается скандал, - несколько «маститых педагогов» с пеной у рта доказывают мне обратное, что такая позиция вредоносна, и что именно так педагоги и калечат детей. Педагоги часто ошибаются! Другие, поняв мою позицию, начинают защищать мою точку зрения.

Разговор не заканчивается ничем, два лагеря находятся в разных плоскостях, споря про разные вещи. Разберёмся.

Я НЕ могу быть максимально включённым в настоящий момент (полноценно чувствовать и понимать что именно сейчас мне нужно делать, отслеживать детей и родителей и своё состояние как главный маркер правильности) и находиться в потоке, если я сомневаюсь на каждом шагу своих действий. Иными словами, когда я действую, я выключаю внутреннего критика, и прочь сомнения. После всего происшедшего я иду рефлексировать – и тут «добро пожаловать на разбор полётов»! На время занятия моя критическая часть сидит на галёрке, а ко мне висит табличка: «Посторонним В.» а Я сам занят более важным делом – я живу! И я веду всю группу в поток, для этого мне нужно много внимания, у меня сзади целый автобус с детишками.
Поток и грибочки.
Сегодня хочу поговорить о мотивации, которая запускает поток. У человека есть хорошо налаженная система, заложенная природой для выживания. Одно из звеньев выглядит как сбор грибов в лесу.

…иду, значит, я по лесу и вижу – стоит гриб! Меня это воодушевляет, и я направляюсь к нему. Ба! Да это же белый! Да какой чистый, ни одной червоточинки! Гриб тут же отправляется в корзинку, а я – выискивать следующий гриб. Надо ли говорить, что если мне они попадаютсярегулярно, то моё занятие становится потоковым, и я наслаждаясь самим «процессом сбора грибов в офигенском лесу»?

Наша гормональная поддержка работает примерно так: - вижу желаемое и тут же получаю маааленькую дозу дофамина, достигаю желаемого и получаю бОльшую дозу того же дофамина. И хотя в организме человека происходит всё значительно сложнее, но на этом примере можно понять, как запускается поток. Стремление – успех, снова стремление – снова успех. Только на микроуровне - маленькие шаги, маленькие цели. Словно капельки бензина, поступающие в камеру зажигания, являются причиной движения машины.

Иду я, значит, весь такой воодушевлённый по лесу, вижу – вдалеке белый стоит! Я – бегом к нему, а там – поганка. Ну, бывает, думаю я, - поганки тоже нужны природе! Дофамину при этом получаю… ну очень мало (что-то всё-таки нашёл), даже с примесью кортизола - слегка разочаровываюсь, но всё же сдерживаюсь, ногой поганку не пинаю. Иду дальше – та же песня (кортизол уже растёт). Всё, думаю, дерьмовый лес! И чё я вообще сюда попёрся?!

Переносим на поток. По сути, всё состоит из маленьких шагов в сторону интереса. Я двигаюсь к цели\мечте\задаче. Да, лучше иметь какие-то маленькие промежуточные выполнимые задачи, которые позволяют «сесть на транспорт» - дальше поток уже понесёт. Если есть большАя цель, стремление к ней обязательно нужно раздробить на вполне достижимые станции, чтобы собирать дофаминовые ништячки.

Итак, ещё раз! Для запуска потока нужен интерес стремления к чему-то (вектор). Доступные и выполнимые задачи, благодаря которым появляется мотивация двигаться дальше.
Поток и кулинария.
Благодаря потоку, я научился вкусно готовить! Как это происходило:

«Ох, какой же я голодный! Сейчас слона съем!» – говорю я себе и беру в руки помидорку, чтобы нарезать салатик. Через примерно 40 минут я сажусь, наконец, поесть.

Эта помидорка в моих руках кажется настолько вкусной и сочной, источая типичный паслёновый аромат вначале и свежий кисловатый запах после разрезания, что я чувствую почти помутнение сознания! И чем более я голодный, тем медленнее я её нарезаю. Иногда я позволяю себе облизать пальцы и, что ещё смешнее, вырезая твёрдую «пуповину» - там, где был росток, я её съедаю. Невыносимо подумать, что вот эта умопомрачительная мякоть на зелёной пимпочке будет выброшена в мусорку…

На очереди – очередное чудо света, Её величество - Цветная капуста! Меня всегда поражал вкус обычной капустной кочерыжки, в детстве я всегда ждал, когда мне она перепадёт. Я засовывал белую твёрдую штуковину в солонку и потом хрустел, хрустел. Но когда я впервые попробовал сырую цветную капусту – я был в шоке, - она ВСЯ по вкусу как кочерыжка! А уж что говорить о кочерыжке цветной капусты? Это - просто капустец какой-то! И опять, я позволяю себе отрезать ножки, которые не пойдут в салат, и запихиваю их себе в рот. Вкуснотища…

Вкусы, запахи, небольшое количество отправленного в рот не дают мне умереть с голоду, продлевают ощущение вкуснятины и позволяют мне творить. Поток несёт меня дальше, - я экспериментирую с расцветкой салата, - так, помидор красный, перец жёлтый, капуста и редис – белые, шпинат – зелёный. Семена чёрного тмина, капельку бальзамического уксуса, оливковое экстра вирджин и это… хмели-сумели. Формы… цветы капусты (ох, как на структуру мозжечка похожи!) и кольца перца, рельсы сельдерея. А сверху – лопухи салата. ДА, ОНО!

Завтра я здесь что-нибудь поменяю, но быстрее приготовить у меня навряд ли получится.
Поток и дорога.
Я сижу на переднем сидении и смотрю вперёд, дорога бежит вдаль и моё внимание привлекают дома, деревья, машины. Вспомнил, как в детстве мы с приятелем играли в игру, кто заметит по пути больше красных машин из окна электрички по пути на дачу.

Постепенно внимание расползается, я позволяю мыслям свободно течь, выхватывая ощущениями кусочки сенсорных воспоминаний. Ландшафт заигрывает со мной, меняясь с леса на поле, с зеленовато-жёлтого, на густо зеленоватый с синим оттенком теней. Внутри меня возникает танец состояний – чёткий-текучий, вертикально-ритмический, горизонтально-интонационный. Танец подчёркивается акцентами поворотов и смен скорости машины.

И я понимаю БОЖЕ! Как оно всё в тему! Это сочетание картинки снаружи, колебания тела и динамика состояния внутри. Меня накрывает волной чувств и ощущением детского блаженства от момента.
Поток и тренировки.
Мне хорошо знакомо это ощущение по своему профессиональному прошлому, когда я играл на скрипке. Но хочется отметить больше даже не моменты игры, а занятий скрипкой. По сути, занятия на инструменте – это спортивные тренировки, которые требуют внимания, усилий, выдержки, настойчивости, умение достигать результата. От 5 лет, когда я занимался 1-2 часа в день, к 10 годам нужно было нарастить количество часов до 3,5-4 часов чистого времени в день (а старше – ещё больше). Для ребёнка это – не простая задача.

Меня научил входить в поток во время занятий мой учитель, когда мне было лет 6-7. Когда в очередной раз моя мама пожаловалась, что я начал «лениться» и не могу никак начать заниматься, каждые 5 минут «бегаю то пить, то писать», он подсказал мне, как включиться. Во-первых, оказалось, что ЭТО – НОРМАЛЬНО, что есть такие сложности, и я – не лентяй вовсе. Для этого нужен навык и определённые хитрости.
Надо сказать, что и будучи взрослее, в поток мне было не всегда легко войти. Помню лето и ноты концерта Зейца с отпечатками убитых комаров, – утром, когда я начинал играть гаммы или Шрадика (обычная ежедневная процедура), глаза мои скользили по стенкам в поисках ночных кровопийц. Скрипка откладывалась и начиналась охота… начало занятий затягивались.

  • Хитрость 1 – нужно время для включения. Моя «колбасня» всегда продолжалась минут 10, затем я попадал в поток.
  • Хитрость 2 – нужна сразу конкретная простая задача, чтобы внимание не расползалось.
  • Хитрость 3 – у потока есть цикл, определённое время, когда он длится, после чего нужно вовремя остановиться и сделать паузу. Иначе дальше продолжительность потока будет уменьшаться – растёт усталость, падает внимание, возникают ошибки.
  • Хитрость 4 – перерыв между заходами не должен быть длинным. Моя длительность продуктивного потока всегда была в районе часа, после чего необходим перерыв на 15-20 минут.
Поток и рабочее место.
Один из инструментов вхождения в поток – найти правильное место. Помните, как Дон Хуан учил Кастанеду находить правильное место? Тот всю ночь провёл в поисках, пока не заснул на «месте силы». У каждого из нас есть место, которое помогает продуктивно работать, попав в поток. И тут тоже есть свои хитрости:
  • место нужно найти. Это значит, что вы пробуете разные места. Но, понимая, что для вхождения в поток требуется время, вы не скачете с места на место, а хотя бы в течение часа стараетесь не менять место.
  • место нужно почувствовать. У каждого места может быть свой «вкус»
  • работая на одном месте, у вас формируется привычка. Привычка может помогать, и вы будете быстро входить в поток. Однако, привычка может притуплять чувство потока, и тогда, вместо мощного рабочего полёта у вас будет своеобразное зависание (уютненько, комфортненько, сладенько, на расслабоне)
  • поток связан с состоянием. Каждое занятие обладает «своим» потоком. Это как «летняя» и «зимняя» резина у покрышек, как лыжи по снегу, надувная полость по воде и колёса по земле. Чтобы набрать скорость и лёгкость в перемещении по виду деятельности, мы ловим нужное состояние. Поток во время изучения литературы будет отличаться от потока во время тренировок по бегу, а поток во время рисования не похож на состояние увлечённости сёрфера.
  • поток поддерживается дополнительными сенсорными стимулами, или наоборот, их ограничением (определённая музыка, сужение отвлекающего пространства)

Работая в оркестре в Германии, я много перемещался – это были самолёты, сапсаны, автобусы. Так сложилось, что в то время моим увлечением была наука – изучение техники игры на скрипке. Как-то раз, я заметил, что сильнее всего погружаюсь в анализ литературы в мчащемся поезде, сидя за столиком спиной к направлению движения. Там становились простыми очень сложные тексты, легко делались выводы. Долгие переезды в автобусе требовали наушников с музыкой (я тогда активно слушал фольклор) и более популярной литературы.

С тех же пор я люблю перелёты, - на высоте в 11 т. метров приходят решения совершенно неразрешимых задач через поток сновидческих образов.
    Потоковые занятия.
    Есть ли виды деятельности, которые можно в большей степени отнести к потоковым? Есть ли рутинные виды деятельности? Попробуем разобраться. Поток отличается полнотой ощущений радости, насыщенностью, поглощённостью делом, лёгкостью в выполнении, растворением во времени. Если ещё проще, - это увлечённость.

    Попадание в поток зависит от многих внутренних и внешних факторов, и состояние потока может быть очень не стабильно. Поток – не данность, которая приходит и всегда остаётся приписанной к виду деятельности, и даже самые «потоковые» виды занятий могут не иметь описанных выше качеств.

    Однако, что приносит эту увлечённость?

    Я уже писал про дофаминовые ништячки в посте «про грибочки». Любое достижение маленькой цели приносит удовлетворение и мотивирует двигаться дальше. Но повторение приносит уже меньше гормональных ништячков… так устроен мозг, детка! Тут есть только два пути, - или ставить себе цели сложнее, при достижении которых дофамин награждает «победителя». Но можно и просто наслаждаться малым, дофамина будет, правда, поменьше, и потока тоже дальше не появится. Как крайняя форма «зависания» с одним и тем же результатом – скука.

    И вот, «потоковые занятия» характеризуются как раз потенциалом сложности. К ним можно отнести все виды искусств, спорт, науку, и всё то, что требует сложных (сложность=многосоставность) навыков. Поток возникает тогда, когда занятие заставляет решать задачки, требует умений, которые не только находят свою реализацию по ходу дела, но и толкают к постоянному их совершенствованию. Здесь можно остановиться и подумать.

    Если это всё переносить на другие виды деятельности, то потоковыми занятиями могут быть:
    - общительность (умение вести разговоры)
    - семья (умение выстраивать долгосрочные отношения)
    - погружение в культуру или религию
    - построение собственной жизни

    Так есть ли рутинные виды деятельности?
    Поток и интернет.
    Почему некоторые люди подвисают в соцсетях или в путах всемирной сети интернет? Часами просиживают на разных страничках, зачастую, используя такое занятие в качестве отдыха, чтобы просто "потупить в экране". Похоже, они испытывают то же состояние потока - все симптомы STER налицо. Человек может потеряться во времени, забыть всё на свете, раствориться в сети, часами без устали двигая пальцем.

    Это, наверное, самое важное, что нужно знать про поток. Поток возникает, когда внимание за что-то зацепляется. Мы называем это словом любопытство, интерес. Эта штука всегда имеет гормональную составляющую - в кровь выбрасываются вещества, которые стимулируют нас продолжать следовать вниманием за тем, что нас цепляет. Другими словами - мы получаем удовольствие от этого занятия. И очень условно, мы можем разделить источники потока на телесные и ментальные. Поток может появиться как от телесных ощущений, так и от мыслительной деятельности, хотя, для поддержания потокового состояния, они должны переплетаться. Всё это организуется сознанием - тогда оно и превращается в потоковое занятие. Т.е. само попадание в поток не гарантирует "счастья на земле", его нужно поймать, приручить и укротить, для того, чтобы превратить в надёжного спутника.

    Сознание человека, как вы понимаете, можно организовывать как изнутри, так и снаружи. И вот интернет - это как раз чудесный способ организовать ваше сознание извне. Мысль течёт, палец щёлкает, глазки бегают, и так - часами. Возможности интернета безграничны - прислушиваясь к малейшим проявления своего интереса, можно совершать виртуальные путешествия по разным странам, пролистывать сотни страничек с текстами, которые прямо сейчас показались любопытными. Их приятно читать, делать переходы на следующие ресурсы сети и так далее.

    В этот момент ваш поток организуется информацией извне, при этом, возникает полное ощущение, что вы мыслите, процесс организуется вами. Пальчик-то сам щёлкает куда надо.
    Поток и дисциплина.
    Зачем вообще имеет смысл учиться жить в потоке? Поток позволяет очень качественно, радостно и продуктивно проживать собственную жизнь. Человек, управляющий такими состояниями, всегда сохраняет силу духа, и способен менять собственную реальность. Такие люди, как правило, чувствуют себя успешными, свободными, они способны включаться в любое дело и получать от него оптимальные переживания.

    Можно ли этому научиться? Конечно! Требуются некоторые навыки и дисциплина. Да-да, именно дисциплина помогает жить в потоке!

    Для того, чтобы вода приносила электричество, нужно организовать её поток, направить речку в нужное русло, сделать специальные берега, систему регуляции уровня, следить за этим. Электрическая сеть тоже требует правил, наблюдения и обслуживания, иначе эта сила будет или рассеиваться, или станет смертельно опасной.

    Поток нужно поймать - один из основных навыков для управления потоковыми состояниями - это осознанность. Чаще задавайте себе вопрос, - что я сейчас делаю, и как я себя сейчас чувствую? Это - простое задание, позволяющее раскачать чувствительность к собственным действиям и срез состояния в данный момент. Можно ставить будильник, и потестировать себя каждые 10-15 минут в процессе занятия чем-либо, или просто ловить себя на ощущениях\эмоциях во время деятельности. Осознать, проговорить вслух.

    В потоке нужно удержаться - маленькие простые правила про время включения (10-15 мин.), где важно удержаться вниманием на выполняемом действии. Об этом я уже писал.

    Важно вовремя отследить, когда поток уходит, выключиться и включиться. Может быть что-то поменять в заходе в поток и самом процессе. И снова здесь важно чувствовать, что происходит. Можно увлечься, и не заметить усталость (тем самым упустить поток). Можно заметить усталость, но проигнорировать её (это может привести к проблемам со здоровьем и эмоциональному выгоранию).
    Поток и секс.
    Кажущееся очевидным, занятие любовью - одно из сильнейших потоковых занятий. Тем не менее, в реальности не всё так просто. Как-то меня зацепила реклама одного лекарства для мужчин, где секс сравнивался с поездкой на американских горках (с препаратом конечно :) и на детской маленькой горке (без него). Креативная идея - чудесная! Если не относить её напрямую к лечению импотенции, в жизни всё так и происходит. Секс - это по-любому катание с горки (так уж природа устроена), там достигаются потоковые ощущения, коктейль из кучи гормонов будоражит нервную систему.

    Потоковое состояние - это гребень волны, и вполне понятно желание очутиться повыше и побыть там подольше. Может быть перескочить с одной волны на другую. Здесь снова мы приходим к тому, что потоковое занятие неизбежно требует правил, структуры, включения (а не полного выключения) мозга. Так что если хочется чего-нибудь повкуснее и подольше, то волну нужно и поймать, и удержаться на ней, и соразмерить с ней силы, чтобы и после не возникло разочарования. "Как обманчива природа!" - сказал ёжик, слезая с кактуса.

    Чудесно понимать, что если секс - это не только "игра в одни ворота", и вы творите это пространство вместе с партнёром, всё может получиться в разы качественнее! Что мне нужно, чтобы я сейчас с этим партнёром попал\попала в этот поток? Место действия, окружающая обстановка? Может музыка или особенный свет? Уединённость или не очень? Вагон времени, или жёсткие временные рамки? Но если вы всё подстраиваете только под себя, для вашего партнёра может оказаться всё в точности до наоборот. И здесь начинается сонастройка и творчество.

    Секс - это всегда танец. Танец тел, чувств, отношений. И в этом танце каждый ведёт, слушая другого, помогая ему\ей для того, чтобы танец сложился красивым. Во время акта любви я и принимаю, и отдаю - здесь обязательно есть баланс.

    Понять друг друга помогает чувствительность - соматическая, телесная настройка на партнёра, на дыхание, микродвижения, голос. И для того, чтобы быть понятым, нужна ясность и честность в собственном проявлении. Мне не нужно специально играть, но от меня всё равно требуются сигналы, помогающие партнёру прочесть моё состояние и дать подсказки о том, что мне сейчас нравится, а что нет.

    Так вы ведёте друг друга в поток и поддерживаете это состояние. Многие вещи в потоке недоступны самому\самой, для подъёма на высоту нужен партнёр. Это как забраться на забор, или на дерево - иногда надо, чтобы кто-нибудь туда подсадил и затем подстраховал.

    Одно из условий потока - Selflessness, это растворение себя в процессе. В потоке любви это значит - отдать контроль партнёру. Поэтому, чем больше у вас взаимного доверия, тем мощнее может быть поток. На практике, получается удивительная вещь, - нужен и контроль происходящего для попадания в состояние, и обратная связь для партнёра, и умение отдаться потоку.

    Поток организуется одновременно и себе и партнёру. Возбуждение от развития событий идёт параллельно со сверкой - а как там у него\ у неё. Смена ролей ведущий-ведомый; я действую\ я сдаюсь. А что, если не торопиться? Ждать друг друга (слаженная команда), синхронизироваться. Придумывать прикольные положения, фантазировать. Может иногда заглядывать в "трактаты о любви", черпая материал для экспериментов?

    В поток помогает войти концентрация на ощущениях. Внимание может цепляться за запах и за прикосновения. Например, исследовать качество касания - его объём, глубину, скорость, траекторию. Что сейчас больше подогревает поток у меня, что у партнёра? Это действительно похоже на танец прикосновений - фразы, интонации, вопросы. Динамика - кульминации и отдых… Красота любви!
    Любовь.
    Мои увлечения психологией начались в 16 лет, когда в первый раз пришла любовь. До этого в разной классической литературе я читал про это чувство, как его переживают, но поверить мне было сложно. Как это, "жизнь меняет цвета, всё ярче"? А вот так, реально, я помню (а это была зима) снег стал розоватым. Как?! Гормон бесился, не находя путей экологичного выхода. Я засел за книжки по отношениям, понимая, как меня несёт при встрече с НЕЙ. Читал рассуждения философов про любовь, изучал мифологию, для того, чтобы разобраться с тем "что нахрен со мной происходит, это нормально?" Помню до мелочей этот эскалатор на Петроградке, когда через полгода дружбы произошёл разрыв. Месяц жёсткого контроля собственных мыслей и движений души, чтобы выйти из той боли.

    Если посмотреть с точки зрения психиатрии, любовь - это заболевание, кажется даже внесённое в официальный реестр, только под другим названием. Для организма - это сильнейший стресс, нагрузка на внутренние органы, особенно на сердце! Продолжать?! )))

    Можно ли вообще регулировать "съезд крыши", чтобы выстраивать отношения? Наверное я здесь больше про слово "влюбиться" и про то, как в этом существовать, особенно первое время.

    Поток подогревается и тормозится мыслями и конкретными событиями. В данном случае, ваше состояние уже пиковое, и если "не включать мозг", то просто унесёт. События будут рушиться, нервная система дойдёт до предела возможностей, и тогда жизнь полностью уйдёт из под контроля во власть происходящего. Ситуация опасная, - может вынесет, а может и нет!

    Отношения в паре похожи на суп, который вы варите. Любовь - на газовую конфорку под ним. Соответственно, отношения без любви не сварятся - там всё прокиснет и зацветёт плесенью. А в случае с огнём, суп нельзя оставлять без внимания! Он может убежать и залить конфорку, или толком и не закипеть (больше, больше огня!). Может вначале нужно приготовить поджарку (чтоб с дымком), и потом на медленном огне… мммм… вкуснятина аж до гробовой доски!
    Хобби.
    Хобби принято называть занятие, которое приносит удовольствие. Часто хобби не имеет отношения к основной деятельности человека, особенно к той, чем он зарабатывает деньги. Это - занятие для души, которому можно посвящать практически всё свободное время. И часто, именно хобби становится маркером Потока. Если вы не знаете, что такое поток, представьте своё любимое занятие, вообразите, как будете им заниматься, и почувствуете его.

    Состояние потока чрезвычайно ресурсно и жизненно необходимо. Больше потока - больше радости. Больше радости - больше сил, и т.д. Поэтому, если львиная часть вашего времени проходит без этого состояния, обязательно находите маленькие и большие радости, занятия которые будут приводить вас в Поток.

    Как найти хобби? Часто к нему приводят детские мечты. Найдите минуту и помечтайте. Напишите список, запустите у себя внимание "а чем бы мне хотелось заняться", начните себя воображать балериной \ садоводом \ сёрфером \ космонавтом и т.п. Мечтайте не о том, что вы купите, а о занятиях - О ДЕЙСТВИЯХ. Небольшая подсказка, - часто поток связан с творчеством, поэтому в ваших мечтах вы - творец!

    Дальше - от мечты к делу. Начните. Просто начните это делать в тех доступных формах, которые вокруг. Можно приступить к изучению вашего будущего дела - собрать информацию, выделить какое-то количество минут в день для хобби. Помните закон развития? "Если не могу бежать к мечте - иду к ней. Не могу идти - смотрю туда. Не могу смотреть - лежу по направлению к ней." Основное - не отпускайте их, пока они имеют для вас смысл, и не откладывайте "до лучших времён". Лучшие времена - это "здесь и сейчас", момент настоящего.